Периоды социализации собаки

29 мая 2015

Понятие социализации у собак – это вещь двойственная.
Вот для меня социализация собаки (или, выражаясь точнее, социализированная собака) – это образное понятие, что вмещает в себе образ пса, который без причин агрессию не проявляет – ни на людей, ни на животных, ни на новые предметы.
С ним можно находиться в людных местах, собака не проявляет признаков страха при различных раздражителях, которые она видит или слышит впервые, максимум – относится к ним с недоверием, пока не поверит, что ей ничего не грозит.
Ещё один плюс ко всему перечисленному – собака воспитана в плане послушания. Короче говоря, собака – чудо-сказка!
Но вот чтобы собака была похожа на вышеописанную, нужно знать, когда закладывается фундамент для всего этого.
А закладывается он (и это – второе обозначение понятия социализации собак) в определенные периоды жизни щенка, начиная с его рождения.
Особенно это касается кавказских овчарок, которые уже в год порой обладают такой силой и нравом, который трудно держать в узде.
А правильно направленная социализация в каждый из периодов жизни кавказа, знакомство щенка с миром, где все происходящие подчеркивает Вашу значимость, Ваш авторитет, Вашу силу, силу Вашего слова поможет Вам жить мирно со взрослой собакой в будущем.

Количество периодов социализации и их временные рамки.
Ученые выделяют три периода социализации собак.
Эти периоды не имеют четких границ, но, если приводить цифры, то получится, что первый период выпадает на время от рождения щенка и до месяца-полтора его жизни, второй  – с полтора-двух до полугода-семи месяцев, а дальше – начало третьего периода, который идет до тех пор, пока собака не достигнет возраста 11-12 месяцев, плюс-минус месяц-два.
В этом плане кавказские овчарки от остальных собак отличаются немногим. Тут следует выделить, что третий период социализации начинается тогда, когда еще не завершен второй, идя как бы внахлёст. Плюс ко всему этому, третий период намного длиннее, более растянут, чем у других собак.
Иначе говоря, кавказские овчарки более поздние в плане созревания,  до двух лет они сохраняют щенячьи особенности поведения. У них даже не столько преобладает щенячье поведение, сколько не ещё не проявляется поведение взрослой собаки во всей красе, со всеми его тонкостями, где злоба к посторонним превалирует над недоверчивостью, где охрана территории происходит по принципу «не на жизнь, а на смерть».
Но цифры – это все очень условно, в любом случае – индивидуально, потому как мы уже говорили о том, что один период может плавно переходить во второй, на один период может нахлестываться следующий, когда должное поведение животного или его элементы не включились в обиход в положенное время, а включились с опозданием. Здесь нет отклонений, ибо так предназначенно природой, так как более позднее созревание организма, его взросление дает возможность нервной системе развиться, быть более совершенной по сравнению с живыми организмами-«скороспелками».
Так бывает еще тогда, когда отсутствуют нужные раздражители внешней среды. Например, когда собака не видит в свой первый период определённого человека. И, чем больше времени пройдет, чем позже она его увидит, тем хуже будет ей строить с ним общение, налаживать контакт.
Данный пример еще служит и основой для утверждения, что некоторые элементы поведения, правильное отношение к тем или иным раздражителям у щенка могут включаться только в определенный период жизни, и при определенных условиях.
В периодах социализации есть свои временные, критические точки, пропустив которые, щенок может не стать полноценной социализированной собакой, поэтому ничего в жизни щенка не пускайте на самотек, читайте, анализируйте, применяйте полученные знания, чтобы Ваша собака была самой золотой в мире!

Первый период социализации.
Первый период социализации собак символизируется запечатлением образа «своих» в голове щенка.
Запечатление, или импринтинг – это когда щенок, открыв глаза после своего рождения, по образу мамки-папки начинает понимать, как выглядят «свои». Благодаря импринтингу щенок может отнести себя к определенному виду животных; благодаря импринтингу щенок в будущем будет знать, как должен выглядеть его половой партнер.
Благодаря импринтингу мы, люди, смогли втереться в доверие к  собакам.
Щенок, пребывая в «домашних» условиях, кроме мамки, постоянно видит еще и человека, автоматически воспринимая его, как своего сородича и причисляя его к своему виду.
Так что, покупая щенка у заводчика, а не на улице, мы приводим себе в дом собаку, которая уже имеет отметку в голове, что человек – друг, товарищ, брат!
Если же Вы взяли щенка с улицы, который по тем или иным причинам не видел человека в первый период социализации, и поэтому не доверяет Вам, то нужно, конечно же, завоёвывать его доверие к Вам через любовь и ласку, не торопя события!
Как это лучше сделать, можно прочитать в статье про приручение собак http://vk.com/club82915050?w=wall-82915050_816/all.

Второй период социализации.
Принято считать, что второй период социализации условно начинается с восьми недель, и длится пару месяцев.
В этот период главное событие в жизни щенка – это становление своего «Я».
В этот период щенок начинает приобретать индивидуальность, поэтому такой важный момент нужно не пропустить, чтобы его «Я» не взяло верх над вашим «Я», тем более, если мы говорим о кавказской овчарке.
Так что лучше сделать физическое замечание щенку, главная роль которого будет в том, чтобы подчеркнуть превосходство в силе. Тогда это понятие останется у него в голове на всю оставшуюся жизнь, и хозяину потом не придётся что-то доказывать взрослой собаке, которая намного сильнее его.
В этот период максимально возрастает исследовательская деятельность щенка. Поэтому в идеале нужно контролировать это исследовательское поведение, чтобы щенок не «наисследовал» себе какое-нибудь заболевания (например, есть риск съесть какую-то гадость, подобрав с пола или земли).
Исследовательское поведение – это получение новой информации, которая дает больше познания об окружающем мире. Так вот, задача состоит в том, чтобы щенок получал новую информацию с подачи своего наставника – хозяина.
Приходилось видеть выдающихся тренеров, учителей или ученых, окруженных толпой учеников, ловящих каждое их слово? Это происходит из-за авторитета преподавателя, из-за его особенности в жизни учеников, особенности знаний, которые он дает. Так вот, хозяину собаки нужно быть такими учителями, тем более, что новая информация, новые и неизведанные раздражители окружающей среды иногда внушают тревогу и страх щенку. На данном этапе малыш должен получать Вашу поддержку, так как только от нас он узнает, что ничего страшного нет в быстро идущих прохожих, громких машинах, громе и молнии… Вы, как заботливый хозяин, будете со щенком в тот момент, когда ему нужна максимальная поддержка «друга», и это как нельзя лучше повышает Ваш авторитет в его глазах.
В исследовательское поведение щенка входит и интерес к другим людям и собакам, к которым он бежит, каждый раз выйдя на прогулку, и частенько хозяину трудно забрать щенка от новых знакомых. Но, если правильно строить общение со щенком, то такие проблемы сведутся к минимуму, ведь он знает, что нужно идти за мамкой-папкой и это его вовсе не разочарует, ведь именно с хозяином его ждет отличное времяпровождение, полное нового и неизведанного.
Еще одна особенность данного периода – активное проявление игрового поведения у собаки. В игре щенок познает себя, свою силу, в игре щенок оттачивает технику своих движений, учиться приемам борьбы, контролировать силу своего укуса, отрабатывая все это на своих братьях-сестрах… Короче говоря, во всей этой возне собака  нарабатывают определенный опыт, который она потом применят в различных жизненных ситуациях.
Так вот, этот момент нельзя упустить, нужно научиться играть со своим щенком, чтобы быть ему другом-товарищем, с которым можно побегать и порезвится. Вы должны пользоваться стремлением щенка к игре, поощирять его стремления, постоянно играть с ним – это нужно, чтобы позитивные эмоции от игры щенок максимально получал с Вами, а не с собаками на площадке, либо вообще не получал, сидя дома один в вольере.
Так что нужно играть со своим щенком, играть в «догонялки», играть в перетягивание канатика, чтобы максимально утолять жажду игры.
Если собака играет с игрушками, бегает за мячиками, то это хорошо, но если же нет, то это не повод ничего не делать.
Собаку можно и нужно «разгулять», имитируя борьбу с ней, убегать от нее, а когда догоняет — снова бороться.
И тогда получается, что собака учится «приемам борьбы», и получает в общении с Вами много позитива, а потому — тянется именно к Вам, а не к кому-либо другому. Плюс — в игре Вы можете чисто символически придавить собаку, заставить принять позу подчинения, тем самым показывая свое превосходство — главное, что это все в игровой, не напрягающей форме для щенка.
Игровая борьба со щенком в понимании кинологии — это когда Вы берете щенка двумя руками за мордочку, немного треплете ее, имитируете укусы легкими щипками пальцев за шею, туловище, ноги и снова трясёте морду, а потом немного оттаткиваете собаку от себя, но не грубо, отбегаете от нее на шаг-два, спровоцировав ее догонять Вас, а когда она догнала, то снова имитировать с ней борьбу.
Конечно Вы наблюдаете за щенком, чтобы не переусердствовать с силой, планируете, сколько нужно дать позитивных эмоций в плане вокального сопровождения (когда щенок играется, а Вы ему радостным голосом «Да, молодец, молодец, играй давай, а ну сильнее, а ну догоняй!» и т.п.). Игра должна заканчиваться на максимальном позитиве, чтоб у щенка в голове осталось воспоминание, что игра —это круто! Не нужно доводить щенка игрой до того, что он упадет от усталости или начнет от Вас убегать, чтобы передохнуть, а потом свяжет эти ощущения усталости с игрой, и общением с Вами.
В противном случае получится, что щенок играет только с другими собаками, что с ними ему весело, а с хозяином — нет. Мол, хозяин только и может, что от друзей забирать домой… (Вместо продолжения предложения представьте грустную мордочку щенка). В такие моменты собака начинает убегать от хозяина к друзьям, не подходит на подзыв, тем самым понимая, что хозяина можно игнорировать – и попробуй докажи потом, что ты «старший в стае».
В плане воспитания в этот период нужно вводить команды «Да» и «Нет», которые подсказывают щенку: «тут ты делаешь правильно, а тут нет».
Также следует вводить команды «Тише» и «Со мной», чтобы можно было максимально контролировать поведение щенка.
В этот же период нужно вводить команду «Сидеть», чтобы можно было перед дорогой, пропуская машину, усадить его. В доме же это будет часто выручать перед дачей еды, чтобы щенок в буквальном смысле не лез Вам на голову.
Но!
Мы уже с Вами говорили о том, что в этот период щенок начинает быть более независимым, уже не боится от отходить далеко от хозяина, у него проявляется свое «Я». Однако даже не этот момент вносит свои коррективы в плане послушания, а уровень развития нервной системы, которая не позволяет щенку бежать к привлекшему внимание предмету, лишь краем уха слыша Ваше «Ко мне!» Его концентрация, его внимание либо с Вами, либо нет.
Взрослую собаку бывает тяжело «вырвать» из такого состояния и переключить на себя, чтобы та услышала команду, или не отвлекалась при работе на послушание.
Так что, если так уж получилось, что Вы отпустили собаку с поводка, а она, увлекшись исследованиями, убежала далеко вперед, а Вам потом пришлось бежать за ней чуть ли не марафонскую дистанцию, то, догнав щенка, не наказывайте его за «непослушание», а устройте ему обнимашки по поводу воссоединения стаи. Он же не специально убегал — он просто исследовал, а Вы отстали, не смогли его удержать возле себя.
В таких случаях можно, как минимум, взять длинный поводок — и пускай щенок бегает вокруг Вас. Вроде, и не в метре от ноги ему дано пространство, вроде и под контролем.
Мы уже говорили о том, что собака все исследует, все ей надо, а особенно — прохожие и чужие собаки.
Ваш щенок не может пройти мимо прохожего, чтобы не рвануть к нему знакомиться?
Это — трудный момент для многих, особенно если Ваш питомец — щенок кавказской овчарки, которого брали, как охранника. Сразу в голове у хозяина возникает вопрос: «Что за охранник растет, котрый всех облизывает?»
Но на него есть хороший ответ: если щенок ко всем проявляет дружеское поведение во втором периоде социализации, то это — нормально!
Когда в будущем собака станет полноценным охранником и Вашим защитником, он должен быть дружелюбен и не агрессивен, зубами должен работать либо по ситуации, либо по команде.
Вы же не думаете, что щенки, которые в будущем будут охранниками и защитниками, должны с самого детства рвать и метать все, что видят, не подходить к людям, а лучше — кидаться на них и неистово лаять, таким образом показывая свои «охранные качества»?
Что делать, если Вы переживаете за то, что Ваша шестимесячная «лошадка» не кажется прохожим дружески настроенным малышом, который несется к ним знакомится, и Вам потом приходится выслушивать от них многое хорошее и о себе, и о своей собаке?
Во-первых, в такой ситуации нужно просто обходить людей, не спускать щенка с поводка, отпускать только на площадке или на месте общего выгула, где каждый собачник не против поиграть с Вашим щенком.
Для социализации собаки, для того, чтобы она не боялась людей, ей не нужно обниматься со всеми гуляющими в парке, достаточно несколько человек-собачников.
Во-вторых, Вы не должны ругать собаку за ее стремление бежать знакомится к другим людям. Ведь она по-своему делает правильно — возраст у нее такой, бежать кланяться, показывая свою подчиненность, и, если ее не отвергают, то начинать знакомство, заводить игру с этим «новым знакомым». Это нормально для собаки, это естественное щенячье поведение.
Наказывая собаку, вы не только создаете конфликт с ней, но и отталкиваете ее от себя. Он делает по-своему правильно, а получает по шее, с его точки зрения, не за что! И пробуй потом докажи, что наказывал собаку из лучших побуждений, побуждения-то были чисто человеческие, не связанные с собачьими.
Потому и нужно находить варианты, чтобы и прохожие оставались «целыми», и Вы оставались любимым хозяином.
Решать этот вопрос нужно, начиная с ввода команд, которые помогут максимально контролировать поведение щенка. Начинать нужно не с создания конфликта между Вами и собакой, а на базе воспитания и дрессировки.

Третий период социализации.
Мы с Вами говорили о том, что первый период социализации собак главным образом ассоциируется с моментом запечатления образа «своих» по подобию тех, кто с ними рядом практически постоянно, с того момента, как они открыли глаза. По этой схеме и мы, люди, втерлись в доверие к собакам, потому зачастую щенки нас воспринимают, как представителей своего вида, не боятся нас и доверяют нам.
Так что во второй период социализации щенок переходит со знанием, что есть «свои», к которым он относится сам, и с которыми он будет строить общение наиболее тесно в скором (и не скором) будущем.
Во втором периоде ярко раскрывается игровое и исследовательское поведение щенка, которое помогает познать мир и познать себя, свои возможности.
В эту пору — пору игр и исследований окружающего мира — в сознании щенка, кроме понятия «свои», пробуждается индивидуальность, зарождается личность, пробуждается свое «Я».
Поэтому к третьему периоду социализации (который начинается приблизительно с 6-го месяца жизни и длится до 10-11 месяца), собака приходит с пониманием, что есть «Свои» и есть «Я», что можно подбежать к любой собаке и в большинстве случаев с ней можно будет познакомиться, поиграть и порезвиться.
Однако третий период – это период, когда ситуация кардинально меняется, и происходит это из-за полового созревания щенка, когда щенок, благодаря гормонам, входит во взрослую жизнь.
Если до третьего периода (до полового созревания) щенок мог рассчитывать на общение чуть ли не с каждой встречной собакой, то теперь все по-иному. Уже не каждая встречная собака будет общаться, играть с Вашим щенком, а даже наоборот – может проявлять агрессию.
Все это связано с тем, что до определённого времени щенок воспринимался старшими собаками, как беззащитное существо, нередко вызывающее материнские (или отцовские) чувства, которое ни на какие блага не претендует, максимум – может нагло выпрашивать, получая только то, что перепадет с барского плеча старших.
Так вот, с наступлением полового созревания, с вхождением во взрослую жизнь у щенка начинают проявляться взрослые повадки и формы поведения.
Щенок уже не только просит, но и начинает претендовать, наглеть по отношению к старшим. Только если в первом-втором периоде социализации щенку могла та или иная наглость «сойти с лап», то теперь ему даже за «неправильный», косой взгляд может «прилететь» от старшего пса. Если раньше, до полового созревания, старшие собаки не видели в щенке индивидуальность, не видели его пол, то теперь щенок – будь то кобель, или сука – теперь он включается во взрослую структуру отношений, во взрослую иерархию.
Теперь-то и спрашивать с него будут по взрослому, а потому щенок,  пару раз напоровшись на агрессию со стороны проходящей мимо собаки (либо от старшей собаки, живущей с ним в доме), начинает понимать, что не все «Свои» – свои. У щенка в голове к понятию «Свои» и «Я» добавляется ещё и понятие «Чужие».
И, если в природе третий период социализации – это получение своего «места под солнцем» среди взрослых собак, то происходит это событие почти по одному сценарию: щенок становится очень ограниченным, у него теперь очень мало друзей (сужается круг социальных контактов), щенок часто уходит на периферию, держится подальше от «центра тусовки», от костяка стаи, где его меньше будут гонять, словно молодого солдата, по поводу и без.
На периферию в основном уходят кобели, где они со временем подрастут и возмужают, чтобы вернуться назад и все-таки занять лакомое «место под солнцем».
Суки реже уходят на периферию, а чаще остаются в основе стаи, но им там жизнь медом не кажется – старшие, матерые суки их забивают, терроризируют – в общем, не дают спокойно жить. У молодых сук спасенье – это вожак стаи, который регулирует нападки старших самок и не дает им «разгуляться».
В дальнейшем молодая сука окрепнет, физиологически созреет для спаривания, приведет щенков, наберется житейского опыта и уже сама, в скором времени, будет гонять молодежь.
Так происходит в природе, где есть жесткие регуляторы поведения щенка, но дома у нас все наоборот.
С первых дней пребывания щенка у нас дома мы его опекаем, дарим ему любовь и заботу, стараемся всем угодить… Это же – маленькое дите, как тут его не побаловать?
И поэтому мы с ним возимся, нянчим его, будто грудного ребенка… А он, тем временем, растет…
Мы часто злимся на щенка, когда он не слышит нас и наши команды, когда убегает к другим собакам, когда бежит к прохожим людям знакомиться, но разве долго позлишься на этого ангелочка? Конечно же нет!
Мы все прощаем щенку, тем более, что он ведет себя «нормально» –от случая к случаю, конечно же, пока снова не убежит куда-то.
Но и потом он вернется к нам… И, если мы и выругали его, то потом в глубине души часто считаем себя виноватыми перед ним, стараемся загладить «вину».
Написанное выше – это принцип большинства владельцев и их щенков первого и второго периодов социализации. Даже если владелец «дрессировал» щенка при прогулках, то зачастую команды малыш выполнял по системе «хочу – не хочу».
Это к тому, что за полгода жизни с хозяином щенки в большинстве случаев считают его другом, максимум – «старшим братом». А появление своего «Я», половое созревание делает щенка посмелее, понаглее и он перестает прислушиваться к «старому другу» и считаться с ним, щенок начинает вести себя, словно шестнадцатилетний подросток, который сам себе хозяин и его никто не смеет учить, как жить.
Это в природе такое не проходит: в диких условиях щенка быстро заставят слушаться и придерживаться законов стаи, а у сердобольного хозяина можно и «повыделываться», а то и характер показать. И очень часто этот нрав, это поведение, которое демонстрирует щенок в третьем периоде своей социализации, остается на всю жизнь, как норма.
А почему нет?
Его кормят-любят, а он наглеет, хочет – слушается, а хочет – нет, все происходит по настроению, и главное – этот номер всегда проходит!
А Вам, как хозяину, для решения проблемы всего лишь нужно взять на себя роль вожака стаи и держать щенка в определенных рамках, добиваться послушания, невзирая на его нрав, появившийся «благодаря» гормонам или надуманной крутости.
А для кавказцев это – самая актуальная тема. В третьем периоде социализации начинается, в основном, первое серьезное непослушание, когда щенок может позволить себе оскалиться на Вас или огрызнуться, оспаривая Ваше требование. Если и в это время Вы не услышали тревожных звоночков, то такой порядок вещей будет только укрепляться.
В идеале, чтобы такого не было, чтобы не воевать со своей собакой, нужно воспитывать щенка с малого возраста, дать понять ему с «пеленок», что Вы – друг до тех пор, пока он не выходит за установленные Вами рамки, если он не нарушает Ваши законы, законы Вашей стаи.
Что касается понятия «чужого» у кавказской овчарки, то именно в третий период социализации он начинает ярко проявляться, начинаясь с недоверия к посторонним, постепенно переходя в злобу, или открытую агрессию.
Этот момент поведения, в первую очередь, основывается на охранных качествах кавказов, прописанных на генетическом уровне, точно так же, как и ярко выраженное чувство территориальности этих собак.
Потому не нужно смотреть на молодую по возрасту собаку, как на неопасного щенка для посторонних. Большинство щенков в этом возрасте могут проявлять агрессию к чужим, незнакомым людям и охранять свою территорию, территорию своей стаи.
Ваша же задача состоит в том, чтобы направить в правильное русло генетические моменты поведения своего щенка – злобу и агрессию к чужим. Сначала, пройдя курс послушания, а потом – научив собаку «кусаться» в правильной ситуации (например, Вы имитируете ситуацию, что во двор или дом проникли воры и их можно и нужно кусать). Плюс – Вы показываете собаке, что свою территорию в таких случаях нужно защищать, а не рассматривать человека, как случайно зашедшего к Вам в гости друга. Вам нужно показывать собаке, что на своей территории она – охранник, а на прогулке – часть общества «человек-собака» и может всех зализать хоть до потери сознания, но если Вам грозит опасность, то собаке разрешено рвать и метать, однако при этом Вы, как хозяин, можете остановить ее действия одной командой.

Исходя из всего сказанного могу сказать, что периоды социализации – это интереснейший материал, который нужен не только для правильного воспитания пса, но и, несомненно, для общего развития каждого собачника, для понимания им, какие ошибки в его отношениях с собакой имели место в прошлом, что именно повлекло за собой непослушание питомца в настоящем.

 

 

 

Комментарии к статье “Периоды социализации собаки”

  1. В первом периоде социализации щенок должен близко познакомиться с обликом всех возможных социальных партнеров.

  2. «Этот период особо важен для развития стабильного темперамента и дружелюбности. Считается, что многие социальные и эмоциональные отклонения, наблюдаемые у взрослых собак, возникают из-за раннего отнятия щенка от матери и однопометников» – Steven R. Lindsay

  3. Ранняя социализация щенка фото, отношения щенка с матерью, Ранняя социализация щенка, отношения щенка с однопометниками сестрами братьями с людьми период страхов отношения с новыми владельцами, воспитание дрессировка щенка собаки

Нам интересно Ваше мнение:

Это не спам